Статьи


Землюков, С. В. Алтайскому государственному университету – 45 лет! / С. В. Землюков // Ректор вуза. – 2018. – № 7. – С. 14–17.


25 мая 2018 г. Алтайский государственный университет отметил 45 лет со дня своего создания. Сегодня АГУ - опорный вуз Алтайского края, университет, входящий в топ-40 лучших вузов Российской Федерации. О достижениях университета и перспективах его развития рассказывает ректор АГУ доктор юридических наук, профессор Сергей Валентинович Землюков.


Читать

Землюков, С. В. "Научные разработки наших ученых уже реализуются на практике" / С. В. Землюков ; интервьюер А. Черетун // Автограф. - 2016. - № 3. - С. 20-22.


Беседа с ректором Алтайского государственного университета (г. Барнаул; Алтайский край) С. В. Землюковым о реализации научного потенциала вуза.


Читать

Аничкин, Е. С. Тенденции модернизации национальных образовательных систем / Е. С. Аничкин // Экономика Профессия Бизнес. - 2016. - № 4. - С. 83-89.


В статье проведен обзор вовлеченности работодателей в образовательную деятельность, показывающий, что несмотря на национальные различия в подходах к реформированию систем образования азиатских стран, прослеживается сбалансированное соотношение фундаментальности и практикоориентированности системы вузовского образования с учетом национальных и региональных особенностей.


Читать

Морозова, О. П. Система дополнительного профессионального образования как фактор личностно-профессионального развития вузовского педагога / О. П. Морозова // Экономика Профессия Бизнес. - 2016. - № 3-2. - С. 106-111.


В статье обосновывается роль ДПО в личностно-профессиональном развитии педагога на этапе модернизации общества и высшей школы. Особое внимание уделяется раскрытию психолого-педагогических условий, которые должны быть созданы в системе дополнительного профессионального образования и стимулировать личностный и профессиональный рост вузовских преподавателей как субъектов педагогической деятельности.


Читать

Морозова, О. П. Подготовка выпускников вуза к профессиональной деятельности на основе взаимодействия преподавателей и работодателей / О. П. Морозова // Экономика Профессия Бизнес. - 2016. - № 2. - С. 89-92.


Статья раскрывает особенности подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности, осуществляемой в условиях взаимодействия вузовских преподавателей и представителей работодателей. Основное внимание уделяется целевым, содержательным и процессуальным характеристикам образовательного процесса, которые претерпевают существенные изменения под влиянием такого рода взаимодействия, а также оптимизирующим его педагогическим условиям.


Читать

Землюков, С. В. Учёба в вузе - период осмысления базовых ценностей / Сергей Землюков // Ректор ВУЗа. - 2015. - № 4. - С. 12-13.


Беседа с ректором Алтайского государственного университета (г. Барнаул; Алтайский край) С. В. Землюковым о проблемах воспитания в высшем учебном заведении.


Читать

Сенько, Ю. В. Нравственный контекст профессиональной компетентности педагога / Ю. В. Сенько // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 13-й междунар. конф.: в 2 ч. / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В.Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. проблем непрерыв. образования. – Вып. 13. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. – Ч. I. – С. 66-70.


В докладе раскрывается нравственный контекст профессиональной компетент-ности педагога. Показано, что игнорирование нравственного компонента в стандарте высшего профессионального образования приводит к подмене профессионального образования профессиональной подготовкой.


Читать

Ротанова, И. Н. Оценку ставит студент / И. Н. Ротанова, М. А. Костенко // Аккредитация в образовании. – 2012. – № 1 (53): Февраль. – С. 56–57.


Статья дает представление о мероприятиях по выявлению и учету мнения студентов о качестве образовательного процесса в высших учебных заведениях.


Читать

Землюков, С. В. Сила инерции против реформы вуза / С. В. Землюков // Ученый совет. – 2012. – № 9. – С. 8–10.


Беседа с Сергеем Валентиновичем Землюковым, ректором Алтайского государственного университета. Затронуты вопросы вузовской науки, международного образовательного сотрудничества, а также проблемы разработки новых образовательных программ, трудоустройство выпускников, прием абитуриентов.


Читать

Сенько, Ю. В. Принцип научности в образовании: грани и границы / Ю. В. Сенько // Педагогика. – 2013. – № 6. – С. 3–11.


Рассмотрены грани и границы принципа научности в связи с преодолением наукоцентрического (предметоцентрического) подхода в образовании. Сегодня выход педагога за границы своей научно - предметной компетентности в поле смыслов, в поле культуры обучающегося является важнейшим требованием реализации принципа научности.


Читать

Яковлева, Н. А. Взаимодействие Алтайского государственного университета и школ края для развития профильного обучения внутри образовательного кластера / Н. А. Яковлева, Н. В. Волженина, Г. В. Кравченко // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 358 (май). – С. 215–218.


Рассматриваются модели организации профильного обучения. Определены задачи профилизации во взаимодействии общеобразовательная школа - вуз. Создание образовательного кластера является необходимым условием развития качества профильного обучения. Определено направление деятельности вуза как создание условий для дистанционного обучения сельских школьников. Реализацию данного направления планируется осуществить с использованием системы дистанционного обучения Moodle. Акцент направлен на преемственность между системами общего и профессионального образования. Представлена модель сетевых образовательных отношений в довузовской подготовке школьников, и рассмотрены некоторые аспекты реализации данной модели. Дано авторское видение понятия «сетевая образовательная программа профильной подготовки обучающихся школы» и алгоритм разработки модулей этой программы. Говорится о смысловом содержании модуля. Содержание для дистанционного обучения требует определенной интерпретации. Предполагается, что развитие сети ресурсных образовательных центров университета, а также наличие квалифицированного кадрового потенциала станет основным условием организации дистанционной довузовской подготовки школьников.


Читать

Фроловская, М. Н. Гуманитарная практика построения понятийного аппарата педагогики / М. Н. Фроловская // Профессиональное образование в современном мире. – 2013. – № 1. – С. 82–87.


Автор рассматривает гуманитарную практику осмысления научных понятий педагогики в высмей школе как движение в герменевтическом круге, способ вхождения студента в педагогическую культуру.


Читать

Аничкин, Е. С. Евразийское образовательное пространство: преодоление глобальных вызовов / Е. С. Аничкин // Аккредитация в образовании. – 2016. – № 7 (91). – С. 24–25.


В конце сентября в Барнауле состоялся III Международный образовательный форум «Алтай – Азия»: «Евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики». Мероприятие было организовано Алтайским государственным университетом при поддержке Минобрнауки РФ, Россотрудничества, администрации Алтайского края, Ассоциации классических университетов России, компании Microsoft Corporation (г. Москва), Института развития образования НИУ ВШЭ, ведущих профильных журналов, в том числе «АО»


Читать

Землюков, С. В. УШОС - азиатский вектор интеграции образования / Сергей Землюков // Ректор ВУЗа. - 2014. - № 11. - С. 46-48.


Статья посвящена международному сотрудничеству России с азиатскими странами в сфере высшего образования.


Читать

Аничкин, Е. С. Усиление роли университетов в развитии трансграничных регионов: вызовы и решения / Е. С. Аничкин // Экономика Профессия Бизнес. - 2015. - № 2. - С. 47-52.


В статье показана роль университетов в развитии трансграничных регионов, дальнейшее расширение и углубление международного образовательного сотрудничества и выхода его на новый качественный уровень, способствующий расширению доступа к образованию, повышению эффективности использования инновационного потенциала отечественной системы образования, созданию условий для кооперации научно-образовательных потенциалов вузов и предприятий и расширения экспорта образовательных услуг.


Читать

Аничкин, Е. С. Кластерный подход к формированию профессиональных образовательных программ в условиях развития национальной рамки квалификаций / Е. С. Аничкин, Н. В. Брюханова // Экономика Профессия Бизнес. - 2016. - № 3-1. - С. 61-68.


Рассмотрены актуальные вопросы формирования кластера образовательных программ профессионального образования для обеспечения требований государственных стандартов, индивидуализации образовательных траекторий обучающихся, обеспечения конкурентоспособности учебного заведения.


Читать

Динер, А. А. Роль дополнительного профессионального образования в системе российской высшей школы / А. А. Динер, И. С. Стурова // Экономика Профессия Бизнес. - 2016. - № 2. - С. 93-97.


В статье перечислены основные понятия системы дополнительного профессионального образования, задачи этого сектора образовательного процесса, а также даны его основные характеристики. Проанализирована роль дополнительного профессионального образования как фактора, способствующего социально-экономическому развитию страны и росту интеллектуального потенциала общества. Дается общий анализ подходов к организации самой системы дополнительного профессионального образования. Рассмотрены основные проблемы системы дополнительного профессионального образования, а также представлены пути и попытки их решения по созданию ее нормативно-правовой базы.


Читать

Шокорова, Л. В. Дидактические принципы обучения народному декоративно-прикладному искусству в условиях модернизации образования / Л. В. Шокорова // Человек и образование. - 2015. - № 1 (42). - С. 95-98.


В статье анализируется проблема образования в области народного декоративно-прикладного искусства, рассматриваются вопросы методики и художественной дидактики, соответствующие уровню современного образования и природе народного традиционного искусства.


Читать

Аничкин, Е. С. Образование будущего создается сегодня / Е. С. Аничкин // Аккредитация в образовании. – 2013. – № 8 (68): Декабрь. – С. 46–47 : 4 фот.


Об Алтайском государственном университете, базовой площадке для обсуждения актуальных вопросов развития современной системы высшего образования.


Читать

Аничкин, Е. С. Перспективные направления внедрения инклюзивного образования в Алтайском государственном университете / Е. С. Аничкин // Alma mater. – 2013. – № 10. – С. 119–120.


Представлена перспективная авторская программа организации обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выделены конкретные направления реализации этой программы в региональном вузе.


Читать

Лаврентьев, Г. В. Перспективы внедрения технологий дистанционного обучения высшего и среднего профессионального образования в Алтайском крае / Г. В. Лаврентьев, Д. В. Папин, Н. В. Волженина // Известия Алтайского государственного университета : журн. теорет. и прикл. исслед. – 2011. – № 2/1. – С. 21–25.


Рассматриваются современные вопросы организации и теоретические основы использования технологий дистанционного обучения в региональном сегменте высшей школы. Создана авторская многоуровневая модель системных взаимосвязей образовательных структур с технологией ее реализации.


Читать

Сенько, Ю. В. Диалогическое основание непрерывности образования / Ю. В. Сенько // Известия Алтайского государственного университета. – 2012. – № 2/1. – С. 33–35.


Диалог трех культур - студента, преподавателя и «ставшей» культуры, представленной содержанием образования, - рассматривается в статье как основание непрерывности образования.


Читать

Фроловская, М. Н. Профессиональный образ мира педагога как универсалия педагогической культуры / М. Н. Фроловская // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 2. – С. 136–140.


Рассматриваются различные аспекты многомерного феномена «профессиональный образ мира педагога» через его взаимодействие с универсалиями педагогической культуры: научной картиной мира, педагогическим мировоззрением, Я-концепцией педагога. Обсуждаются аксиологические, онтологические, методологические составляющие профессионального образа мира педагога как универсалии педагогической культуры.


Читать

Сенько, Ю. В. Гуманитарное основание глобализации образования / Ю. В. Сенько // Философия образования. – 2013. – № 1 (46). – С. 48–52.


Глобализация образования сегодня - реальность современного мироустройства. Это прогрессукрепления и углубления связей национальных образовательном систем, направленных на становление жизненно важных компетенций людей в меняющемся многополярном мире. К таковым относятся: социальные, межкультурные, коммуникативные, императивные, а также способность человека учиться всю жизнь. Однако действителъную ценность этих ключевых компетенций определяет гуманитарный вектор, их ориентация на человека, Сегодня мы являемся свидетелями происходящей не только в России девальвации ценностей.

В статье предпринята попытка рассмотреть гуманитарные основания образования современной глобализации образования.


Читать

Сетевое взаимодействие вузов в трансграничном пространстве евразийского экономического союза и Китая (2010-2016 гг.): опыт Алтайского государственного университета и Ассоциации азиатских университетов / С. В. Землюков, Р. И. Райкин, А. Ю. Резинкин, С. В. Глушанина // Известия Алтайского государственного университета. – 2016. – № 4 (92). – С. 203–207.


Рассматривается одна из современных форм организационных преобразований в системе высшего профессионального образования — сетевое взаимодействие вузов. Авторами подчеркивается важность сетевого взаимодействия в сфере высшего образования и подготовки научных кадров как формы региональной интеграции. Проанализирована практика сетевого взаимодействия Алтайского государственного университета. Приведены примеры эффективных форм сотрудничества вузов в современном мире.


Читать

Аничкин, Е. С. В координатах евразийского образовательного пространства / Е. С. Аничкин, М. А. Костенко // Аккредитация в образовании. - 2014. - № 7 (75): Ноябрь. - С. 61-63.


О международном сотрудничестве Алтайского государственного университета, который инициировал проведение очередного международного образовательного форума "Алтай - Азия".


Читать

Землюков, С. В. Модернизация системы дополнительного профессионального образования как важный фактор инновационнного развития экономики / С. В. Землюков // Экономика Профессия Бизнес. - 2015. - № 1. - С. 45-48.


В статье рассмотрены вопросы развития дополнительного профессионального образования и его роль в становлении личности. Изменения в системе высшего и дополнительного профессионального образования, которые происходят в настоящее время, влияют на общее положение страны. В современных условиях модернизация профессионального образования рассматривается как основа перехода экономики и общества на инновационный путь развития.


Читать

Аничкин, Е. С. Практические механизмы реализации инновационной интеграции университетов и предприятий / Е. С. Аничкин, С. И. Межов // Экономика Профессия Бизнес. - 2016. - № 3. - С. 59-67.


Рассматривается интеграция университета и предприятия в контексте инновационного развития российской экономики. В рамках взаимодействия университетов и предприятий при реализации совместной инновационной деятельности предлагается модель распределения прибыли между партнерами с учетом окупаемости первоначальных инвестиций и получаемого дополнительного дохода от обладания уникальными качествами инновационного изделия.


Читать

Рязанов, М. А. Прикладное развитие современного образования / М. А. Рязанов // Экономика Профессия Бизнес. - 2016. - № 1. - С. 96-99.


В статье рассмотрена необходимость повышения уровня социально-гуманитарной, информационной, экономической и управленческой подготовки выпускников, что должно найти отражение в учебном процессе через учебные планы, программы, методические материалы, средства обучения, включая современное лабораторное оборудовани.


Читать

Иванова, О. А. Профессиональное взаимодействие в практико-ориентированной образовательной среде / О. А. Иванова, М. Н. Фроловская // Профессиональная ориентация. - 2015. - № 1. - С. 23-26.


В статье раскрывается понятие «практико-ориентированная среда» как пространство взаимодействия культур активных участников профессионального экономического образования: студента, преподавателя, работодателя. Показан практический опыт сотрудничества в различных направлениях совместной деятельности. Ключевые слова: образ, экономическое образование, практико-ориентированная среда, профессиональное образование.


Читать

Аничкин, Е. С. Модернизация профессионального образования в России / Е. С. Аничкин, М. А. Костенко // Аккредитация в образовании. – 2012. – № 8 (60). – С. 74–76.


Итоги международного образовательного форума «Алтай – Азия. 2012». Выездное заседание межвузовской рабочей группы Российского союза ректоров по инклюзивному высшему образованию собрало в стенах Алтайского государственного университета экспертов по организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья из Новосибирска, Якутска, Барнаула, Бийска, Омска, Челябинска, Нижнего Новгорода, Москвы и других регионов страны. На заседании вырабатывалась «дорожная карта» общих действий по формированию институциональных основ инклюзивного высшего образования.


Читать

Костенко, М. А. Проблемы оптимизации взаимодействия образовательных учреждений и работодателей в регионе / М. А. Костенко // Alma mater. – 2013. – № 9. – С. 74–77.


Рассмотрена проблема эффективности и результативности организации взаимодействия работодателей с образовательными учреждениями ВПО, раскрыты основные направления оптимизации процесса взаимодействия, дан анализ некоторых факторов, отрицательно влияющих на формирование баланса рынка труда и востребованность выпускников.


Читать

Сенько, Ю. В. Профессиональный образ мира педагога и его педагогическая культура / Ю. В. Сенько // Педагогика. – 2011. – № 2. – С. 63–68.


Профессиональный образ мира педагога рассматривается как одна из универсалий педагогической культуры. Сопоставлены характеристики профессионального образа мира в технократической и гуманитарной парадигмах.


Читать

Бутакова, М. М. Высшее профессиональное образование в инновационно ориентированной экономике / М. М. Бутакова, О. Н. Соколова // Известия Алтайского государственного университета : журн. теорет. и прикл. исслед. – 2012. – № 2/2. – С. 281–286.


Рассмотрены проблемы и обобщены тенденции развития высшего профессионального образования в контексте реализации стратегии инновационного развития.


Читать

Сенько, Ю. В. Образование специалиста в классическом университете / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская // Педагогические заметки. – 2009. – Т. 2, № 1. – С. 59–68.


Статья посвящена вопросам подготовки педагогических кадров, продуктивному формированию рефлексии у будущих специалистов. В число задач, стоящих перед обучением включается овладение предметной и операциональной сторонами научного знания, приобщение студентов к исследовательским процедурам не только в учебной, но и в предстоящей профессиональной деятельности, создание предпосылок к контекстному обучению.


Читать

Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы модернизации непрерывного образования / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская, В. Г. Шкунов // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 4. – С. 192–196.


В работе представлен поиск путей модернизации непрерывного образования в связке "школа - профессиональное образование - повышение квалификации". Этот путь раскрывается на основе анализа педагогического процесса как гуманитарного феномена.


Читать